Еще в далеком 1978 году Министерство культуры СССР направило в Череповец специ­альное постановление об уста­новке памятника академику Бардину. Проект разрабатывал череповецкий скульптор Алексей Васильевич Щепелкин.

«Над бюстом академика Бар­дина я работал не один год. Около десяти лет ушло на эски­зы, еще пять заняла непосредственно работа над памятни­ком. Очень рад, что удалось мне довести его до ума и посчастливилось побывать на уста­новке: не каждому автору так везет».

  А. В. Щепелкин

Модель бюста Бардина была выполнена из гипса с приме­сью воска. Сам памятник изготови­ли в фасонно-литейном цехе, на его отливку ушло 330 кг бронзы. Формовщики Вя­чеслав Александрович Матви­енко и Владимир Петрович Харитоненко отливали бюст вруч­ную по особой художественной технологии, приближенной к старинной. На работу ушло почти два месяца. Работники ремонтно-строи­тельного цеха установили гра­нитный постамент, а затем и сам бюст Бардина.

Так совместными усилиями и был изготовлен памятник великому ученому, инициатору строительства ме­таллургического комбината в Череповце.

Бюст ученого был открыт 6 ноября 2003 года, открытие приурочено к празднованию Дня города и 120-летию со дня рождения Ивана Бардина.

Иван Павлович Бардин (1883 – 1960) – выдающийся советский металлург, академик (с 1932 г.), вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда (1945).

Академик Бардин внес значительный вклад в создание и развитие отечественной металлургии. Он   работал на заводах США, занимал руководящие должности на металлургических заводах Юга России (Енакиевском, Макеевском, Днепровском), был главным инженером Кузнецкого металлургического комбината, зам наркомом черной металлургии СССР, возглавлял Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии

Именно Бардин в середине прошлого века высказал и обосновал идею, что металлургический завод целесооб­разно строить не вблизи залежей угля или руды, а на пересечении транспортных артерий. Благодаря настой­чивости академика строительство предприятия началось в Череповце, что дало толчок к развитию города. И. П. Бардин всегда верил в большое будущее череповецкого завода, называл его «новой металлургической столицей».

Сейчас в Череповце его имя носят одна из городских улиц, технический лицей № 2, ежегодный турнир по боксу. Каждый год лучшие металлурги - изобретатели и рационализато­ры Череповца - удостаиваются Бардинской премии. 

Еще одна череповецкая достопримечательность,  связанная с именем Бардина –  вагон-музей академика. Этот  железнодорожный вагон, построенный в Германии 70 лет назад, когда-то принадлежал немецкому фельдмаршалу Паулюсу, затем перешел в распоряжение Академии Наук СССР. В вагоне располагался   личный кабинет и спальня академика Бардина. В 1980-е годы этот вагон разыскали на Урале, пригнали в Череповец и создали на его базе музей при одном из городских училищ.В 2005 году вагон-музей был отреставрирован и установлен сразу за проходной металлургического комбината.

Кстати, именем академика Бардина также названы улицы в Новокузнецке, Енакиеве, Донецке, Екатеринбурге, Саратове, Керчи, Туле, Оленегорске, подводная гора в районе о. Мадагаска и пик на Главном Кавказском хребте.

Карта: