В стороне от современного водного пути рядом с селом Девятины сохранился так называемый Девятинский перекоп, или Каменный канал, длиной около 1,5 км, прорытый в конце XIX века для спрямления излучины реки Вытегры при реконструкции Мариинской системы. После постройки Волго-Балта необходимость в этом канале отпала, и он был осушен. В 1983 году Девятинский перекоп получил статус геологического памятника природы.

Интересно как строился этот канал: «Девятинский перекоп» являлся одним из самых сложных участков реконструкции Мариинской водной системы (Волго-Балтийского канала). При сооружении земляной выемки была построена временная узкоколейная железная дорога, имевшая подземные участки. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере двумя паровозами. Работы на «Девятинском перекопе» велись с 1890 года по 1896 год. После их завершения узкоколейная железная дорога была разобрана.

Карта: