Ферапонтов монастырь возник на Белоозере вслед за Кирилло-Белозерским монастырем в начале XV в. Основан преподобным Ферапонтом, другом и сподвижником преподобного Кирилла Белозерского. На протяжении 400 лет Ферапонтов монастырь был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем в эти годы он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон).

Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, в начале XVI века иконописец Дионисий. Иоанн Предтеча. Дионисий и мастерская Иоанн Предтеча. Дионисий и мастерская Первый деревянный собор Рождества Богородицы был построен при Ферапонте в 1409 году. В 1490 на его месте ростовские зодчие возвели каменный.

Этот собор имеет особую значимость для русской и мировой культуры – согласно тексту летописи на откосе северной двери собор был расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентябрь в 8 на Рождество Пресвятой владычица наша Богородица Мариа». При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их Господи мук вечных».

Стенопись собора Рождества Богородицы – единственная сохранившаяся роспись Дионисия, выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV – XVI веков. Роспись состоит из 300 композиций и занимает около 600 кв. м. Апостол Павел. Дионисий и мастерская Апостол Павел. Дионисий и мастерская Помимо росписи до нас дошли почти все иконы из деисусного и пророческого чинов ферапонтовского иконостаса, а также две иконы из местного ряда – «Богоматерь Одигитрия» и «Воскресение Христово» (обе находятся в Государственном Русском музее). Из семнадцати икон ферапонтовского деисуса шесть – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангел Михаил, Апостол Петр, Апостол Павел и Дмитрий Солунский – находятся в Третьяковской галерее, пять – Архангел Гавриил, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Георгий, Симеон Столпник – в Русском музее, четыре – Василий Великий, Апостол Андрей, Апостол Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Даниил Столпник – в Кирилловском музее-заповеднике. Семнадцатая, главная икона Деисуса, Спас в силах, не сохранилась.


фото: Денис Гарипов © vk.com/valdep

Карта: