Музей «Подводная лодка Б-440» находится в Вытегре на берегах живописного Онежского озера. Этот небольшой городок является родиной Рудницкого Михаила Алексеевича – конструктора подводных дизельных лодок и пяти адмиралов.

Музейная экспозиция максимально приближена к обстановке, в которой находятся подводники в период походов. Опытные экскурсоводы покажут все отсеки и расскажут не только о назначении субмарины, но и о ее устройстве.

Что касается исторической справки, то лодка «Б-440» была построена в городе Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе в 1969 году. Спустя год, на лодке был поднят флаг, и лодка была спущена на воду. Примерно 19 лет лодка была составляющей эскадры подводных лодок, принадлежавших Северному флоту. С 1992 года подводная лодка выполняла задачи, касающиеся поиска боевых транспортов и кораблей, ведению разведки, осуществляла службу дозора. В 1977 году за успехи в ежедневном труде приказом главнокомандующего Северным флотом экипаж лодки был признан отличным. Открытие музея состоялось 10 декабря 2005 года.

Первый музейный отсек является носовым торпедным. Здесь можно найти торпедные аппараты, торпедогрузочное устройство, многочисленные приборы управления горизонтальными носовыми рулями и торпедной стрельбой. Длина торпеды составляет около 8 метров, а ее вес достигает две тонны, что особенно впечатляет. В этом же отсеке расположены три яруса спальных мест, предназначенных для личного состава. По уверениям подводников, именно этот отсек наиболее комфортный, несмотря на то, что в нем находятся торпеды. Кроме того, из него можно выбираться в случае аварии.

Второй отсек считается жилым аккумуляторным. Здесь расположены каюты офицеров, кают-компания офицеров и рубка гидроакустики. На борту всегда присутствует офицер-врач, который отличается высокой квалификацией. Под полом второго отсека находится аккумуляторная носовая батарея, которая состоит из двух групп по 12 элементов. Уход за аккумуляторами был особенно тщательным, ведь от него зависела жизнь экипажа.

Третий отсек представлял собой центральный пост, который считался сердцем лодки Б-440. Многочисленные приборы отсека предназначены для использования оружия, определения местоположения подводной лодки, связи поста с остальными отсеками лодки, а также для управления подводной лодкой. Здесь находятся рубки штурмана, носовой гальюн и управленческий пост торпедной стрельбой. В трюме имеется морозильная установка и продовольственный склад.

Четвертый отсек является жилым аккумуляторным, в котором располагаются кают-компания мичманов, камбуз, двухместная каюта, каюта механиков и рубка связи. Камбуз располагает совсем небольшим отрезком внутреннего пространства. В больших кастрюлях здесь варилась еда для корабельного экипажа. Кроме того, в духовке выпекался хлеб. Рубка служила для связи берегового командования с Б-440. Под палубным полом расположено несколько аккумуляторных ям.

В пятом отсеке располагались дизели, которых на лодке было три. А вот шестой отсек был электромоторным; в нем находилось три основных электродвигателя, а также пульт управления гребными электродвигателями и двигателями экономхода.

В седьмом отсеке подводной лодки располагается четыре торпедных аппарата, запасной гирокомпас, тубус, прибор управления стрельбой. Седьмой отсек нес в себе самое важное назначение – аварийное управление вертикальными и горизонтальными рулями. В этом же отсеке матросы проводили свободное время за просмотром фильмов, которые являлись той связующей составляющей их подводного мира с оставленным надводным.

Карта: